Более пяти миллионов человек было сослано в годы репрессий в Казахстан, где было создано несколько лагерей, входящих в систему ГУЛАГ - Карлаг, Алжир, Степлаг… Но сюда, в Казахстан не только ссылали и депортировали целые народы, в нем и самом под жернова репрессий попали более ста тысяч человек, четверть из которых были расстреляны… Трагические страницы нашей истории дополняют и жертвы ужасающего голода, унесшего миллионы жизней…
Я не буду далее далеко ходить за примерами. Потому, как история любой семьи связана с историей государств, в которых они когда-то жили и живут. Так и история нашей семьи тесно связана с историей сначала Российской империи, когда мои предки, как и тысячи других семей татар пришли в эти казахские земли и были здесь встречены дружелюбным казахским народом, с которым нас роднили единая религия, практически единый язык и традиции. Затем, вместе со всеми пережили все события, выпавшие на долю советского государства, и теперь продолжаем жизнь в независимом и суверенном Казахстане…
В годы репрессий тяжелые испытания выпали и на долю нашей семьи. И если имущество деда по отцовской линии Каримова Мифтахетдина было национализировано и в его доме разместились новые органы советской власти, то Тулбаев Мухаммет-Гариф хазрет - дед по материнской линии, «крупный имам и мухтасиб Уральска», как сказано в его деле за №3605 в НКВД, только за то, что являлся духовным служителем был арестован и по печально известной
58-й статье выслан на поселение, где и умер. На его семью был повешен ярлык семьи «врага народа», изъята уникальная библиотека, дети не могли получить достойного образования и работы.
Уральская Красная мечеть, связанная с именем поэта Габдуллы Тукая, где ранее имамом служил также и наш прадед Габдул-Ракыйб хазрет, властями вначале использовалась под пересыльный центр, стройучасток, общежитие, склад, и в 70-е годы придя к полному запустению и разрушению. А бывшее двухэтажное медресе «Ракыйбия», в котором получило начальное образование не одно поколение местной интеллигенции, стало жилым домом. Вполне естественно, что имя имама Тулбаева ушло в забвение, хотя в то же время, четверо его детей будут защищать страну от фашизма, а в годы «оттепели» он будет посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления...