Как любой стратегический документ, Послание вначале требует внимательного осмысления, а уже затем реагирования в плане его реализации, и в этой связи могу сказать однозначно - Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана оправдало наши ожидания.
Главное - курс реформ, объявленный Президентом в прошлом году, получил свое развитие в новом его обращении, при этом главенствующим должен быть не сам процесс, а результат. Национальные проекты должны быть лаконичны, понятны каждому гражданину, и исходить из наших конкурентных преимуществ и реальных возможностей.
Глава государства отметил усиливающийся общественный запрос на справедливое разделение выгод от роста национального дохода, на эффективные социальные «лифты», развитие честной конкуренции, человеческого капитала, принятие государством обоснованных решений и ответственность за их исполнение - все это является продолжением политики Первого Президента РК - Елбасы Н.А.Назарбаева, а потому внушают надежды абсолютно каждому гражданину нашего государства.
Нас, представителей этнокультурных объединений, безусловно волнуют также вопросы, имеющие отношение к нашей деятельности. И здесь хочу обратить внимание на несколько тезисов, прозвучавших в Послании.
Первое. В прошлом году Глава государства поставил задачу о создании т.н. «Слышащего государства». В этом году он вновь обратил внимание на эту имеющую место проблему, подчеркнув, что «Слышащее государство» - это, по сути, концепция строительства «Справедливого государства», недостаточно просто слышать и видеть проблемы граждан, главное - правильно и объективно реагировать на них.
Президент поднял очень важную и актуальную для всех нас проблему, потому, что и мы, общественные организации тоже обращаемся в различные госорганы, включая областные акиматы, и не всегда получаем от них внятный и своевременный ответ, а порой и вовсе не получаем.
Второе. С целью упрощения исполнения налоговых обязательств и минимизации количества налогов и платежей, Глава государства поручил НП «Атамекен» провести ревизию Налогового кодекса и подзаконных актов.
В этой связи возникает и такой вопрос. Так, в соответствии с Законом о деятельности некоммерческих организаций, этнокультурные общественные организации, за непредставление, несвоевременное представление или представление в неполном объеме в уполномоченный орган сведений о своей деятельности, в соответствии с Административным кодексом (ст. 489-1) влекут предупреждение, административное взыскание в виде штрафа в размере 25 МРП или приостановление деятельности сроком на три месяца.
Это кроме тех санкций, которые налагают на нас налоговые органы, внезапно блокируя не только счета общественной организации, но вместе с ними и карты физических лиц.
Почему законодательство работает только в одностороннем порядке - мы всем все время что-то должны, при этом нас никто не финансирует, но мы проводим различные культурно-массовые мероприятия, благотворительные акции, и еще над нами постоянно висит этот домоклов меч в виде штрафов за неполное или несвоевременное представление информации?
И при этом, эти санкции (пункт 5 ст. 41) не распространяются на АО, учредителем или акционером которых является государство, на их дочерние и аффилированные с ними юридические лица, а также на общественные объединения, созданные в виде политических партий, религиозных объединений и профсоюзов, и в обязательном порядке распространяются на нас, этнокультурные общественные организации, фактически проводящие на местах государственную этно-политику?
Этот вопрос я адресую депутатам Мажилиса от АНК, принявшими эти изменения в законодательство в 2018 году.
В этой связи, думаю, нужно обратить внимание и на деятельность различных институтов и центров по этнополитическим исследованиям, о деятельности которых мы, этнокультурные объединения, имеем самое смутное представление - они живут своей жизнью, а мы - своей.
Третье. Глава государства принял еще одно очень важное решение - о выборах сельских акимов. При этом подчеркнув, что если мы реально хотим улучшить жизнь наших граждан, то следует вовлекать их самих в процесс реформ. Наши последую¬щие политические реформы должны быть направлены на более широкое вовлечение людей в управление страной.
Действительно, ведь именно Выборы являются центральным институтом демократического государства, конкурентные, периодические, представительные и окончательные, т.е. только при этой форме власть будет исходить из согласия управляемых, т.е. народа, или нас с вами. К тому же, выборность является и одним из общепризнанных средств противодействия коррупции.
В перспективе, выборность акимов всех уровней приблизит их не только к местным проблемам, но и произойдет качественный прорыв и оздоровление всего общества. А проведение выборов акимов именно на нынешнем этапе расшевелит все наше общество, сделает не столько политический, сколько экономический прорыв, разорвет эту заторможенность, сдержанность, раскрепостит людей инициативных и творческих во всех сферах нашей жизнедеятельности.
Президент страны отметил, что меняться, работать над собой должны все. Вызовы времени заставляют нас постоянно развиваться. Успех всех указанных реформ и преобразований зависит от нашей сплоченности, патриотизма, гражданской ответственности.
Со своей стороны, хочу заверить, что татары и башкиры Казахстана приложат все свои силы, опыт и знания, чтобы не только сохранить, но и далее приумножить единство и межэтническое согласие казахстанского народа.